Одним из основных механизмов в системе трансмиссии автомобиля, оснащенных механической коробкой переключения передач, считается сцепление, приводящее авто в движение, передавая крутящий момент, возникающий благодаря силе трения, от мотора к КПП.
Сцепление:
- осуществляет отсоединение на короткий период времени, мотора от трансмиссии, последующее его плавное соединение;
- компенсирует вибрации, нагрузки, которые возникают, если двигатель работает неравномерно;
- снижает нагрузки на элементы конструкции двигателя, трансмиссионной системы.
Классификация сцеплений
Существует несколько типов, каждый из которых обладает отличительными особенностями. Различают их по нескольким признакам.
- Исходя из количества ведомых дисков, может быть однодисковое, двухдисковое, многодисковое. Сцепление двухдисковое характеризуется значительным ресурсом, за счет большего числа поверхностей, принимающих участие в работе.
- Исходя из типа рабочей среды сцепление бывает:
- сухое. При взаимодействии сухих поверхностей дисков – ведущего, ведомого и нажимного, основанном на силе трения, обеспечивается жесткая связь КПП и мотора. Сцепление однодисковое сухое, устанавливается на авто с МКПП;
- мокрое. Механизмы такого сцепления работают в масляной среде. Сцепление мокрого типа, в сравнении с сухим, обеспечивает плавное соприкосновение дисков. Охлаждение узла характеризуется большей эффективностью, за счет циркуляции смазки. Гидравлический привод такого сцепления управляется при помощи электроники. Мокрую систему устанавливают на автомобилях, оснащенных роботизированными коробками переключения передач, с двойным сцеплением. Отличается конструкция данного типа более сложным производством, большей стоимостью.
- По виду привода сцепление подразделяется на:
- механическое (более простое и дешевое);
- гидравлическое (имеет сложную конструкцию, отличается дорогой ценой).
Сцепление имеет свой ресурс, зависящий в основном, от эксплуатационных условий транспортного средства, стиля вождения машины. Среднестатистический показатель срока службы сцепления – от 100 до 150 тыс. км. пробега. Естественное изнашивание данного элемента возникает за счет соприкосновения дисков при их проскальзывании, в результате чего происходит истирание фрикционных поверхностей, и требуется замена данных элементов.