Надежность тормозной системы автомобиля является залогом безопасной скоростной езды. При нажатии педали тормоза, находящаяся внутри трубопроводов жидкость воздействует на тормозные цилиндры, которые притормаживают авто силой трения. Во время торможения жидкость нагревается, за счет выделения тепла. Если температура нагрева достигнет критического значения, жидкость может закипеть и появятся паровые пробки. Это приведет к снижению эффективности тормозной системы, «проваливанию» педали тормоза, за счет того, что жидкость станет сжимаемой.
Для обеспечения эффективной работы тормозной системы, жидкость должна обладать такими характеристиками:
- Быть легко текучей, несжимаемой.
- Иметь высокую температуру кипения.
- Быть неагрессивной к металлическим поверхностям.
- Не терять свои свойства при низких температурах, что является актуальным для систем ABS, ESP.
Кроме этого, тормозная жидкость обязана быть совместима с резиновыми уплотнительными манжетами, сальниками, установленными в тормозном гидроприводе, предотвращать возникновение коррозийных процессов.
Типы тормозных жидкостей
Современные производители выпускают несколько видов тормозной жидкости, отличающихся свойствами, за счет наличия разных активных веществ в составе.
Силиконовые
Особенностью таких жидкостей является то, что они не впитывают влагу. Скапливаясь в жидкости, вода испаряется, при нагреве ТЖ больше ста градусов. Основой этих жидкостей являются кремнийорганические полимерные продукты, их вязкость не зависит от температуры, но они имеют слабые смазывающие свойства, не совместимы с минеральными и гликолевыми составами (маркировка DOT 5).
Гликолевые
Их основой являются полигликоли и их эфиры. Они подразделяются на классы DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, каждый из которых обладает достаточной вязкостью, хорошими связывающими свойствами, высокой температурой кипения. При смешении наблюдается ухудшение их свойств. Недостатком является их гигроскопичность, за счет чего они впитывают влагу из внешней среды через отверстие в бачке.
Минеральные
Обладают отличным показателем вязкости, смазывающими и защитными качествами, не впитывают воду, имеет низкую температуру застывания. Основой таких масел выступает смесь касторового масла со спиртом (в равных пропорциях). Нельзя смешивать минеральные и гликолевые жидкости, по причине загустения касторового масла, увеличения в объеме резинотехнических изделий.
При замене тормозной жидкости необходимо знать, какой ее вид применялся ранее, какую жидкость рекомендует использовать производитель авто, или какие ТЖ могут быть совместимы, с рекомендованной производителем.